Центральный банк России отмечает увеличение числа жалоб, связанных с автокредитованием. Основная причина этих жалоб — навязывание дополнительных услуг при покупке автомобиля.
Эльвира Набиуллина, глава Центробанка, рассказала, что автокредитование становится всё более популярным, но вместе с тем растёт и количество жалоб на навязывание услуг. Иногда автомобиль невозможно приобрести без кредита, либо он становится дороже, если кредит берётся без дополнительных услуг, которые нельзя вернуть.
Она привела пример, когда в одном из автосалонов покупателю навязывают приобретение «сервисного обслуживания» за 170 тысяч рублей. В эту сумму входят сервисные услуги и флеш-карта с инструкцией по эксплуатации. Вернуть можно только 9 тысяч за сервисные услуги, а 161 тысячу — нельзя, так как по закону книга не подлежит возврату.
Набиуллина отметила, что банки знают о таких схемах, но утверждают, что условия диктуют автодилеры. Однако она считает, что это может быть сделано намеренно.
Она также сообщила, что ЦБ совместно с Роспотребнадзором намерены ужесточить контроль в этой сфере. Набиуллина предупредила, что те, кто продолжает использовать такие практики, должны будут их прекратить до прихода контролирующих органов.
Кроме того, она предложила ввест стандарт автокредитования. Набиуллина выразила надежду, что банковскому сообществу удастся договориться о таких стандартах быстрее, чем по ипотечным кредитам.
С 1 июля Центробанк впервые ввёл макропруденциальные надбавки в автокредитах. Некоторые банки в ответ на это начали повышать ставки в этом сегменте, ожидая удорожания выдачи таких кредитов. Другие банки, напротив, снизили уровень одобрений по автокредитам, попадающим под повышенное резервирование.
Руководитель направления экспертной аналитики Банки.ру Инна Солдатенкова объяснила, что банки могут выбирать из двух альтернативных сценариев. Первый — это повышение ставок по автокредитам. Второй — снижение уровня одобрений по рискованным кредитам. Это возможно потому, что новация в автокредитовании касается только надбавок к капиталу банков, а не прямого количественного ограничения на заключение договоров с высоким уровнем риска, как в случае с необеспеченным потребительским кредитованием.